Свобода слова по-молдавски

Свобода слова по-молдавски

21 сентября 2010  18:17

Уже третью неделю он находится в центре скандала, который с каждым днем приобретает все больший международный размах. Высказывания и действия, которые нынешняя власть предприняла и продолжает предпринимать в отношении этого канала, можно со 100%-ной обоснованностью назвать проявлением диктатуры или более популярным сегодня словом «беспредел». С каждым днем все больше международных деятелей, журналистов и правозащитников высказываются в защиту НИТа.

Нынешним молдавским правителям (лидерам альянса за европейскую интеграцию), когда они шли во власть, тогдашняя партия власти фактически не оказала сопротивления, спокойно передав бразды правления своим активным оппонентам.

Менее чем за год правления, Альянс полностью уничтожил свою положительную репутацию, как среди народа, так и правительств соседних держав. Из единой силы он превратился в кучку неспособных договориться между собой политических аутсайдеров. Поспособствовали этому эксцентричные действия врио президента Молдовы Михая Гимпу (нежелание распускать уже нелегитимный парламент, откровенная и агрессивная антироссийская позиция и т. д.), контрабандные и рейдерские скандалы, в которых оказались замешаны его сторонники, а также откровенная политическая пассивность отдельных лидеров Альянса.

В начале нынешнего лета, тогда еще целый, Альянс затеял реформу государственной власти. Было принято решение сменить форму правления с парламентской республики на смешанную. Апофеозом реформы должен был стать референдум 5 сентября. Гражданам Молдовы предлагалось ответить на вопрос, считают ли они, что выборы Президента должны быть всенародными. В случае положительного ответа, торжество демократии должно было сплотить отдаляющиеся друг от друга партии АЕИ, а гражданам — продемонстрировать эффективность молодой «либерально-демократической» власти.

Однако референдум закончился полным фиаско из-за банальной неявки избирателей. Оно выглядело особенно разрушительным и унизительным для АЕИ. Ведь Альянс предпринял все шаги для того, чтобы референдум состоялся. Например, порог обязательной явки снизили с 61% до 33%. Внести изменения в конституцию могли 17% избирателей. Однако народ не пришел. До порога минимальной явки, и так невероятно уменьшенной, не хватило трех процентов.

Лидеры Альянса повели себя хрестоматийно. Они начали искать, на кого бы свалить вину. Искали недолго. Начали с общих претензий к СМИ, которые, якобы не донесли до народа всю важность референдума. Эти обвинения прозвучали из уст Мариана Лупу. Потом подключился премьер-министр Филат, который заявил, что в Молдове слишком много свободы слова и надо бы это как-то «исправить». И тут под руку подвернулся лояльный к оппозиции телеканал НИТ. Владимир Филат заявил, что канал необъективно освещает происходящее в Молдове и в своих передачах, наговаривает на людей, тем самым нарушая их права.

Но что-то заставило усомниться в его словах, как обычных молдаван, так и зарубежных экспертов и наблюдателей. Возможно тот факт, что НИТ уже больше года остается объектом пристального внимания со стороны властей.
Телеканал «NIT» вещает на территории Молдовы на протяжении 13 лет. Покрытие эфирного вещания — около 70% территории страны. Канал присутствует в подавляющем большинстве вещательных пакетов кабельных операторов, в пакете спутника Thor 6. Лицензия на вещание продлена в 2008-м году до 2015-го. Канал ориентирован как на русскоязычную, так и на молдавоязычную аудиторию. На разных этапах НИТ ретранслировал программы российских каналов ТВ6, НТВ, ТВЦ и TVCi; российские и украинские телесериалы; западные и российские полнометражные художественные фильмы. Новости телеканала НИТ, согласно рейтингам AGB, самые популярные в Кишиневе, занимают третье место по популярности среди информационных выпусков по стране. Информационно-аналитическая программа «Резонанс» является одной из самых рейтинговых программ, производимых в Молдове. «Красной тряпкой» для новой молдавской власти стали информационные выпуски программы «Курьер» (на двух языках) и упомянутая программа «Резонанс». Именно во время этих передач звучат нелояльные к нынешней власти факты и высказывания.

Сложные отношения НИТа с властью начались после того, как правящий Альянс решил отобрать ряд льгот у кишиневских пенсионеров (бесплатный проезд в общественном транспорте, компенсации коммунальных услуг и проч.). Пенсионеры организовали серию митингов у здания кишиневской администрации, а телеканал сделал ряд репортажей, посвященных этому событию. После выхода репортажей депутат от Либеральной партии Анна Гуцу заявила в парламенте о том, что «НИТ сеет раздор в обществе» и предложила отобрать у канала лицензию на вещание. Журналисты НИТа утверждают, что тогда впервые в Молдове возник вопрос о необходимости отозвать лицензию на вещание по политическим причинам.

6 ноября 2009 Координационный совет по телевидению и радио вынес каналу санкцию «за отсутствие плюрализма мнений». Объектом критики совета стали все те же сюжеты с митингов недовольных пенсионеров. По словам председателя КСТР Георгия Горинчоя, в сюжетах новостей должны присутствовать мнения всех партий в равных пропорциях. Это обвинение выглядело более чем странным на фоне содержания эфира провластных каналов. Поэтому НИТ, без особых усилий, опротестовал санкцию в суде первой инстанции, отменившем странное решение КСТР.

24 декабря 2009 канцелярия правительства направила каналу письмо с требованием в течение недели освободить арендуемые помещения, которые НИТ занимал на протяжении десяти лет. Причем, в последние годы НИТ был единственным арендатором в старом, советских времен, десятиэтажном здании. Проводил за свой счет внутренний ремонт, поддерживал в нужной кондиции инфраструктуру, капитально отремонтировал кровлю и т. д. Исправно платил арендную плату, которая росла с каждым годом.

Правительство «попросило» НИТ убраться из здания за одну неделю. Студии, производственный цех, монтажные комнаты, редакции, коммуникации — все это предлагалось вывезти за 7 дней. «Только при поддержке делегации европейской комиссии в Молдове и большой общественной поддержке удалось отсрочить переезд на три месяца. Три месяца перебоев в вещании. Рекламодатели отказывались от рекламы, из ста наших сотрудников за первый месяц уволилось десять. Люди были уверенны, что канал не продержится долго. В спешном порядке был найден небольшой дом, в гараже которого расположилась новостная студия канала и маленькая площадка для работы над другими программами», — рассказывает сотрудник канала Сергей

Параллельно с выселением, НИТ продолжал обрабатывать КСТР. Вызывали дирекцию канала «на ковер», объявляя результаты эксклюзивного мониторинга. Правда, прямых санкций не объявляли — лишь рекомендовали исправить редакционную политику.

Весной 2010 редакционной политикой канала заинтересовалась Генеральная прокуратура. ГПМ, почему-то, возмутило размещение в эфире новогоднего обращения экс-президента Владимира Воронина. Прокуратура потребовала от КСТР объяснений и разбирательств. Учитывая кромешный абсурд происходящего, ситуация продолжения не получила. Однако последствия этот инцидент все-таки имел. Ряд государственных компаний впервые отказались размещать рекламу на канале.

Ну и кульминацией прессинга стали обвинения со стороны властей в саботаже референдума. «Мы всегда ратовали за свободу слова, но некоторые этим цинично пользуются», — заявил Филат. Ему вторил врио президента, говоря, что у журналистов компании «нет совести». «Я не хочу давать указания. Но обращаюсь к г-ну Горинчою: нужно вынести одно предупреждение, второе, а затем отобрать лицензию», — выдал Гимпу. К делу вновь подключилась Генеральная прокуратура. Она затребовала у КСТР отчет о том, как телеканал НИТ освещал референдум 5 сентября. 15 сентября КСТР вынес очередную санкцию телекомпании НИТ за репортажи о бойкотировании референдума. Следующее предупреждение будет означать отзыв лицензии на три месяца.

Показательно, что именно в ближайшие три месяца в Молдове, скорее всего, пройдут парламентские выборы. Это означает, что весь предвыборный период вещать будут только лояльные власти СМИ, а граждане Молдовы и иностранные наблюдатели могут забыть об объективном освещении событий в этой стране.

На стороне правящего либерально-демократического режима в Молдове находятся: телеканал «Prime» (почти 30% всех телезрителей страны), общественная телекомпания Moldova-1 (10% аудитории), канал TV-7, филиал румынской телекомпании PRO TV, филиал румынской новостной телекомпании «Realitatea» — канал «Publika», прорумынский канал «Jurnal TV», столичные кабельные каналы ALT TV и TVC 21. В разное время все они позволяли более чем резкие и необоснованные высказывания в адрес представителей оппозиции, в адрес их родных и близких, а также в адрес лояльных к ним граждан. Однако все их многочисленные нарушения остались без внимания контрольных органов.

В связи с давлением на телеканал, тревогу забили не только молдавские коммунисты. Их заинтересованность в работе лояльного канала понятна. Однако сочувствующие НИТу нашлись даже в КСТР. Член совета Корнелиу Михалаке заявил: «Как должно действовать демократическое общество, если власти посягают на фундаментальное и конституционное право людей — право на выражение? Только слабое правительство боится по-настоящему независимой прессы. И только авторитарная власть может запретить свободу выражения. Мы глубоко обеспокоены диктаторскими тенденциями, выраженными одними из политических лидеров в адрес СМИ после конституционного референдума».

Российский журналист Максим Шевченко, выражая поддержку молдавским коллегам, заявил: «Даже НТВ закрывали на основе финансовых нарушений. К НТВ, ТВ6 не предъявляли никаких идеологических претензий... Но, чтобы в стране, которая называет себя демократической, закрывалось СМИ по причине отсутствия плюрализма, это такая дикость, которую невозможно представить. Что значит отсутствие плюрализма? Тогда можно закрыть СNN, я там коммунистов что-то не видел, значит, там нет плюрализма?»

Председатель Совета директоров «Компании развития общественных связей» Виталий Дымарский считает, что когда власть начинает сводить счёты со СМИ, это говорит о неуверенности власти в своих силах". Вместо того, чтобы заняться своими проблемами, они начинают искать виноватых. Сильная власть, тем более демократическая, никогда не поднимет руку на СМИ, даже если оно этого заслуживает, потому что сводить счёты со СМИ — это свидетельство слабости и неуверенности самой власти. Но здесь ничего удивительного нет, правящая коалиция (в Молдове — ред.) получила основание чувствовать себя неуверенно. Отсутствие результатов референдума — это поражение правящей коалиции", — заявил Дымарский.

Украинский ведущий тележурналист Мустафа Найем считает, что давление молдавских властей на оппозиционный телеканал похоронит Альянс окончательно. «Близость с Европой, тесное общение молодежи и прогрессивных кругов Молдовы с европейскими демократами рано или поздно покажет несостоятельность молдавских «демократов» построить демократическое общество.

Terrawww.terra.md

+1
Поделиться
Запинить
Класснуть
Зацени-ка

Комментарии